диалогическая речь - условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в вопросно-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы), свободное от норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще, и т.д.
диалогическая речь
Переводоведческий словарь
Лингвистика
Диалоги́ческая речь
(от греч. διάλογος - беседа, разговор двоих) - форма (тип)
речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав
которых влияет непосредственное восприятие,
активизирующее роль адресата в речевой
деятельности адресанта. Для Д. р. типичны содержательная
(вопрос/ответ, добавление/пояснение/распространение,
согласие/возражение, формулы речевого
этикета и пр.) и конструктивная связь реплик (преимущественно
соседних: «Где ты был? - На работе задержался»). Её
отсутствие возможно при реакции говорящего не на речь собеседника, а на
ситуацию речи («Где ты был? - Отойди от двери, простудишься»),
или (реже) на обстоятельства, не имеющие отношения к данному речевому
акту. Последняя черта используется как художественный приём для
изображения некоммуникабельности персонажей (например, у
А. П. Чехова).
Д. р. - первичная, естественная форма языкового общения. Генетически
восходит к устно-разговорной сфере, для
которой характерен принцип экономии средств словесного выражения.
Информативная полнота Д. р. может быть (помимо интонации, мимики и жеста) обеспечена тем меньшим
их объёмом, чем больше проявляются её ситуативная обусловленность и
«общность апперцепционной базы» (Л. П. Якубинский): «Сюда! -
Сырку?» (говорящие идут мимо магазина); «Математика
когда? - Последняя пара» (разговор студентов о расписании
лекций). Нарушение этой закономерности вызывает повышение экспрессии высказывания, увеличиваемой лексико-синтаксическими
повторами (ср.: «В семь придёшь? - Да»; «В семь придёшь? -
В семь? Приду»), степень развёрнутости которых
непредсказуема («Ты прекрасно знаешь, как нужно держать себя, чтобы
не бросить тень на фамилию Тальберг. - Хорошо... Я не
брошу тень на фамилию Тальберг» - М. А. Булгаков). Разные варианты
повторов способны, пронизывая отрывок Д. р., сформировать из него
(относительно законченное тематически) структурное целое.
При воспроизведении разговорной Д. р. в художественной литературе роль ситуации играет
авторский комментарий (ремарка). Языково-стилистические особенности Д. р. соответствуют
индивидуальному стилю писателя и
информативно-эстетическим нормам жанра. Внешняя форма Д. р.
(чередование реплик) характерна для философско-публицистического
жанра, например диалоги Платона, Галилея и современные дискуссии,
интервью, «беседы за круглым столом» и пр., в которых, однако,
большинство типологических признаков живой Д. р. отсутствует.
Винокур Г. О., «Горе от ума» как памятник русской
художественной речи, в его кн.: Избранные работы по русскому языку, М.,
1959;
Лаптева О. А., Русский разговорный синтаксис, М.,
1976;
Валюсинская З. В., Вопросы изучения диалога в работах
советских лингвистов, в кн.: Синтаксис текста, М., 1979;
Якубинский Л. П., О диалогической речи, в его кн.:
Избранные работы. Язык и его функционирование, М., 1986.
Т. Г. Винокур.
Методические термины
ДИАЛОГИ́ЧЕСКАЯ РЕЧЬ.
Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенностей (см. диалог). Единицей обучения Д. р. является диалогическое единство (микродиалог), состоящее из двух и более реплик, связанных по содержанию и по форме.
Обучение Д. р. строится на основе образца, данного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение. Основными этапами обучения Д. р. на уроке являются:
1) презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;
2) презентация диалога в звуковой и графической форме;
3) усвоение языкового материала диалога;
4) усвоение способов связи реплик в диалоге;
5) воспроизведение диалога;
6) расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации. При обучении используются такие виды диалогов, как диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая. На занятиях рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними. В процессе выполнения упражнений формируются умения: запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику и собеседника, употреблять штампы Д. р., комбинировать реплики. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется таким видам Д. р., как диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию, диалог - обмен информацией, мнениями.