Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

диалогическая речь

Переводоведческий словарь

диалогическая речь - условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в вопросно-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы), свободное от норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще, и т.д.

Лингвистика

Диалоги́ческая речь

(от греч. διάλογος - беседа, разговор двоих) - форма (тип)

речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав

которых влияет непосредственное восприятие,

активизирующее роль адресата в речевой

деятельности адресанта. Для Д. р. типичны содержательная

(вопрос​/​ответ, добавление​/​пояснение​/​распространение,

согласие​/​возражение, формулы речевого

этикета и пр.) и конструктивная связь реплик (преимущественно

соседних: «Где ты был? - На работе задержался»). Её

отсутствие возможно при реакции говорящего не на речь собеседника, а на

ситуацию речи («Где ты был? - Отойди от двери, простудишься»),

или (реже) на обстоятельства, не имеющие отношения к данному речевому

акту. Последняя черта используется как художественный приём для

изображения некоммуникабельности персонажей (например, у

А. П. Чехова).

Д. р. - первичная, естественная форма языкового общения. Генетически

восходит к устно-разговорной сфере, для

которой характерен принцип экономии средств словесного выражения.

Информативная полнота Д. р. может быть (помимо интонации, мимики и жеста) обеспечена тем меньшим

их объёмом, чем больше проявляются её ситуативная обусловленность и

«общность апперцепционной базы» (Л. П. Якубинский): «Сюда! -

Сырку?» (говорящие идут мимо магазина); «Математика

когда? - Последняя пара» (разговор студентов о расписании

лекций). Нарушение этой закономерности вызывает повышение экспрессии высказывания, увеличиваемой лексико-синтаксическими

повторами (ср.: «В семь придёшь? - Да»; «В семь придёшь? -

В семь? Приду»), степень развёрнутости которых

непредсказуема («Ты прекрасно знаешь, как нужно держать себя, чтобы

не бросить тень на фамилию Тальберг. - Хорошо... Я не

брошу тень на фамилию Тальберг» - М. А. Булгаков). Разные варианты

повторов способны, пронизывая отрывок Д. р., сформировать из него

(относительно законченное тематически) структурное целое.

При воспроизведении разговорной Д. р. в художественной литературе роль ситуации играет

авторский комментарий (ремарка). Языково-стилистические особенности Д. р. соответствуют

индивидуальному стилю писателя и

информативно-эстетическим нормам жанра. Внешняя форма Д. р.

(чередование реплик) характерна для философско-публицистического

жанра, например диалоги Платона, Галилея и современные дискуссии,

интервью, «беседы за круглым столом» и пр., в которых, однако,

большинство типологических признаков живой Д. р. отсутствует.

Винокур Г. О., «Горе от ума» как памятник русской

художественной речи, в его кн.: Избранные работы по русскому языку, М.,

1959;

Лаптева О. А., Русский разговорный синтаксис, М.,

1976;

Валюсинская З. В., Вопросы изучения диалога в работах

советских лингвистов, в кн.: Синтаксис текста, М., 1979;

Якубинский Л. П., О диалогической речи, в его кн.:

Избранные работы. Язык и его функционирование, М., 1986.

Т. Г. Винокур.

Методические термины

ДИАЛОГИ́ЧЕСКАЯ РЕЧЬ.

Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенностей (см. диалог). Единицей обучения Д. р. является диалогическое единство (микродиалог), состоящее из двух и более реплик, связанных по содержанию и по форме.

Обучение Д. р. строится на основе образца, данного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение. Основными этапами обучения Д. р. на уроке являются:

1) презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения;

2) презентация диалога в звуковой и графической форме;

3) усвоение языкового материала диалога;

4) усвоение способов связи реплик в диалоге;

5) воспроизведение диалога;

6) расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации. При обучении используются такие виды диалогов, как диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая. На занятиях рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними. В процессе выполнения упражнений формируются умения: запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику и собеседника, употреблять штампы Д. р., комбинировать реплики. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется таким видам Д. р., как диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию, диалог - обмен информацией, мнениями.

Полезные сервисы